Найти
09.12.2017 / 11:2923РусŁacБел

Персоны года: Шидловская, Макей, Сапега, Ким…

«Наша Нива» традиционно называет людей, благодаря которым уходящий 2017 год запомнится и войдет в историю.

Совесть года — Нина Шидловская

«Главное — не поднимайте шума», «главное — сидите тихо», «нельзя требовать, надо просить, действовать кулуарно» — мы часто слышим такие советы. Председатель Рады Объединения белорусов мира (Згуртавання беларусаў свету) «Бацькаўшчына» Нина Шидловская действовала, руководствуясь совершенно иной логикой. Она не верила в обвинения по делу патриотов, заявляла об этом повсюду и во весь голос, помогала женам и матерям задержанных и делала все, что только могла. Когда же обвинение развалилось, сотни людей поблагодарили прежде всего ее.

Мало кто знал, что в то же время Нина была сильно больна.

«Годы общественной деятельности начали превращать меня в пессимистку. А этот год во мне разрушил один из пессимистических стереотипов. Для меня стало очевидно: все-таки белорусы способны на солидарность! — говорит Нина Шидловская. — Начиная волну за освобождение задержанных по делу патриотов, я даже не надеялась, что общество (а это и отдельные люди, и инициативы, и журналисты — многие) отреагирует настолько активно и вместе нам удастся отстоять тех, кто был ни за что взят под стражу. То есть все-таки простое неравнодушие имеет потенциал стать мотором действенной солидарности! А еще я окончательно убедилась: дружба и любовь — это то, ради чего действительно стоит жить».

Культуртрегер года — Андрей Ким

Редкий случай, когда мы отмечаем человека второй год подряд. Но за прошедший год Андрею удалось достичь новых высот. Впервые в истории мировая кинопремьера вышла в прокат по-белорусски. Это нидерландская лента — «Шторм: письма огня». Посвящена она юбилею книгопечатания. На премьерах были театрализованные представления, возможность сфоткаться с манекеном Франциска Скорины. Складывалось впечатление, что юбилей Скорины в этом году больше всего отмечала протестантская община, к которой принадлежит и Ким.

Белорусскоязычные переводы мировых лент демонстрировали в лучших минских, и не только, кинотеатрах.

Какой следующий амбициозный вызов поставит перед собой Ким? Перевод на белорусский язык мировых блокбастеров? Ведь смотреть по-белорусски хочется не только мультики, но и «Пилу-8», и «Дюнкерк».

«Змагар» года — Дмитрий Дашкевич

Враги Беларуси попытались придать слову «змагар» негативную окраску. Но это достойное слово. И Дашкевич своими достойными поступками заслуживает так называться.

В начале года Дмитрий Дашкевич с другими молодофронтовцами сделал то, что многим казалось невозможным: добился прекращения строительства в охранной зоне Куропат. Парни ночевали и дневали там, пропахли дымом от «бочкі годнасці».

Некоторые из них, как Сергей Пальчевский, шли на отчаянные поступки: он приковал себя наручниками к грузовику.

Фото Дашкевича с флагом на крыше трактора стало символом борьбы за Куропаты. Парней избивали «титушки», но они выстояли.

Дашкевич прошел в этом году и через СИЗО по делу патриотов.

«Веруя в перспективу Беларуси, вот что важно — быть сейчас верными в малом, так как это малое есть сегодня нашим самым большим. Разговаривайте на родном языке, бегайте за родными детьми, а не за (евро)чиновниками — и будет завтра Беларусь», — написал недавно Дашкевич.

А еще он продолжает развивать свой бизнес — «Цесляры».

Адвокат года — Анна Бахтина

Анна Бахтина имела за плечами 38-летний профессиональный стаж. Она не боялась браться за такие дела, от которых отказывались коллеги — защищала Союз писателей, Эниру Броницкую, Ирину Халип, Илью Воловика, Эдуарда Пальчиса.

В этом году она взялась за дело Мирослава Лозовского — центральной фигуры дела «Белого легиона». После это у Бахтиной и начались проблемы на работе. В итоге ее цинично лишили лицензии с формулировкой «в связи с недостаточной профессиональной квалификацией».

Бахтина пострадала за профессиональную честь, и общество не оставит ее без защиты.

Писатель года — Змитер Бартосик

В этом году «Гедройц» вызвал вопросы, почему в тройке так и не оказался популярный Андрей Горват. Но за победу Бартосика порадовались почти все. Бартосик — интеллектуал, который честно объездил всю страну. Из записей разговоров с людьми и родилась книга «Быў у пана верабейка гаварушчы». Это редкое на сегодня умение слушать, а не только говорить. Таким качеством была известна Светлана Алексиевич, теперь еще и Змитер Бартосик.

«Свободный театр» поставил по книге нашумевший спектакль, а сам автор получил за книгу 5000 евро как главный приз премии Гедройца. Бартосик много лет работал в «Нашей Ниве», а теперь пишет для Радио «Свабода».

Мем года — Вейшнория

По легенде учений «Запад-2017», от Беларуси отделяется часть страны на северо-западе, так называемая Вейшнория. Вымышленная страна настолько развеселила белорусский интернет, что мемы возникали один за другим. Даже председатель КХП-БНФ Зенон Пазняк отметил: если белорусы шутят, то их не победить. Появились даже паспорта граждан Вейшнории. Грубо говоря, вейшнорцами в шутку себя стали называть все те, кто жаждет перемен в стране и не хочет жить в «таежном союзе».

Эмигрант года — Александр Сапега

Бобруйчанин с красивой шляхетной фамилией уехал из Беларуси более десяти лет назад. В Швейцарии Александр Сапега нашел любовь. Однако родину не забывает. Сапега — меценат белорусской культуры, тем более что высокие швейцарские доходы это позволяют. Александр показывает отличный пример другим белорусам, которые в свое время уехали из страны.

Например, усилиями Сапеги в Беларусь вернулся прах княгини Магдалены Радзивилл, а еще благодаря ему в Швейцарии появился памятник лидеру антироссийского восстания 1794 года Тадеушу Костюшко. Много было препятствий и подводных камней на пути установки этого памятника, пришлось даже вмешаться Министерству иностранных дел. Однако результат таков, что в Золотурне теперь есть белорусский памятник Костюшко (он похоронен в этом альпийском городке).

Особый случай — Игорь Шуневич

Редко кто из чиновников способен навлечь в свой адрес столько негативных эмоций, как это удалось сделать министру внутренних дел Игорю Шуневичу. Год начался с акций протеста нетунеядцев. Нередко, как в Минске или Могилеве, это заканчивалось избиениями и задержанием протестующих. В язык даже вошло слово «шунявки» — это сотрудники милиции в штатском, которые делают всю грязную работу. Что-то подобное имело место и во время противостояния в Куропатах.

Кстати, Шуневич был среди тех, кто выступал за принятие закона о тунеядстве. «МВД инициировало обсуждение темы тунеядства и актуализировало необходимость внесения изменений в действующее законодательство в этом вопросе. Также Совету министров было поручено озвучить свои предложения главе государства», — объяснял Игорь Шуневич.

Шуневич продолжает считать за честь надевать по особым случаям форму сотрудника НКВД. Не признает сталинских репрессий, хотя это сделали даже высокие чины в КГБ. Шуневича рисовали на стенах, собирали подписи за его отставку, но министр прочно сидит в своем кресле.

Безвиз года — Владимир Макей

Министр иностранных дел завоевал репутацию человека, способного решать сложные системные проблемы. Говорят, что он досконально понимает логику бюрократической системы и никогда не пытается менять что-то революционно. Зато он мастер улучшения механизмов и процедур.

В свое время он построил лучшую в регионе систему оказания услуг госучреждениями, так называемое «Одно окно». Главное достижение внешней политики 2017 года — введение пятидневного безвизового режима для граждан Евросоюза и США. Летом вечером в центре Минска теперь постоянно слышишь то английский, то итальянский, то финский языки. Европейцы открывают для себя неведомую до этого страну. И это не привело ни к какому коллапсу, и уровень преступности не стал выше.

Иностранцы везут в Беларусь деньги, а наша страна предлагает западным гостям приятное времяпрепровождение и яркие впечатления.

Следующий шаг — увеличить эти «пять дней» до большего срока или отменить вообще ограничения.

Деятельность Владимира Макея вызывала пристальное внимание на протяжении всего года. Он надевал вышиванку, говорил по-белорусски. Даже осторожно осудил массовые задержания во время протестов «нетунеядцев». Именно вмешательство Министерства иностранных дел позволило не депортировать из страны лучшего украинского писателя современности Сергея Жадана.

На саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе Макей пообещал, что через два года Минск заключит такие соглашения с ЕС, о которых будут говорить все.

Музыканты года — Naviband

Артем и Ксения из группы Naviband смогли пробить стену непонимания тех чиновников, которые вбили себе в голову, что качественную и современную музыку нужно обязательно представлять по-русски или по-английски. Впервые на «Евровидении» зазвучал именно белорусский язык. И зрители оценили это, пара вышла в финал. Да и вообще на «Евровидении» в этом году победила песня на национальном языке, исполненная по-португальски.

Почему Naviband получили такую популярность? Да они брали своей искренностью.

Недавно стало известно, что Ксения и Артем ждут ребенка.

Блогер года — Влад Бумага

В этом году неожиданно для себя многие открыли, что существует целый пласт молодежной культуры, в которой есть свои звезды и кумиры. Причем это «селебрити» не московского или нью-йоркского происхождения, а свои, местные. На гребень волны выбился 20-летний минский блогер Влад Бумага. Его видео незамысловаты, но набирают тысячи и тысячи просмотров. Взрослые ломают себе головы: что же дети находят в них интересного? Но не судите строго, вспомните себя в школьные годы, тогда, может быть, восторженность Владом Бумагой не покажется вам такой уж странной.

Рядовой года — Александр Коржич

21-летний солдат из Пинска погиб через несколько месяцев после начала службы в учебке в Печах под Борисовом. Все еще до конца не ясно, было ли это убийство, или доведение до самоубийства. Однако случай обнажил проблему дедовщины в белорусской армии. Оказалось это явление, известное с советских времен, в некоторых частях не только не исчезло, но даже укоренилось. Причем, теперь дедовщина — это не только физическое давление, но и экономическое, и сексуальное. Сержанты, чувствуя свою безнаказанность и лояльность офицеров, творят страшные вещи. И смерть Коржича стала катализатором: после нее люди, много лет молчавшие об унижениях в армии, наконец заговорили.

Почему смерть Саши Коржича стала такой резонансной? Потому что не промолчала мать, стала бороться за правду, и потому что существуют негосударственные СМИ. В результате была вынуждена реагировать власть, причем на самом высоком уровне. Некоторые изменения в Печах и других частях уже происходят. Главное, чтобы они не стали косметическими или декоративными и система не осталась той же. Не должны родители испытывать страх, отправляя своих детей на срочную службу в армию.

Спортсменки года — теннисистки

Год не был урожайным на спортивные победы. Представьте только: белорусские мужчины на чемпионатах мира 2017 года смогли завоевать всего лишь одну медаль. У женщин ситуация получше, однако накануне предстоящих Олимпиад ситуация все равно не самая приятная.

Можно сказать, что ярким в спорте в 2017 году стало только выступление женской сборной по теннису на Кубке Федерации. Наши девушки, без Азаренко, дошли до финала, где только в последнем, пятом, поединке уступили американкам. Таких высот белорусский теннис еще не достигал. Главными творцами победы стали Александра Саснович и Арина Соболенко.

На следующий год остается пожелать им не сдавать позиций. Возможно, и Виктория Азаренко, разобравшись с семейными проблемами, к ним тоже присоединится.

Читайте также: 

«Наша Нива» назвала человека года: Павел Каллаур, стабилизация рубля

Опрос

Змитер Панковец

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031